Приложение 3

Приложение 3

Дополнительные требования, предъявляемые к содержанию докладов 14-й Региональной научно-практической конференции «Творчество юных».

Секция «Информатика»

Направление «Программное обеспечение вычислительных систем»

Компьютерные программы, созданные или использованные в работах, должны сопровождаться:

Направление «Информационные технологии и компьютерный дизайн»

Компьютерные программы, созданные с применением современных информационных технологий (WWW-сайты, мультимедийные обучающие программы, анимационные ролики и т.д.), должны сопровождаться:

Критерии:

Секция «Химия и экология»

На конкурс представляются работы, посвященные вопросам химии и экологии. В работе должны быть отражены: актуальность выбранной темы, теоретического или экспериментального исследования, цели и задачи работы, современное состояние проблемы (обзор известных данных), теоретические расчеты, оценки, прогнозы или (и) экспериментальные (результаты экспериментов) результаты, выводы, которые обобщают полученный результат.

Наличие экспериментальной и (или) теоретической части являются главным преимуществом при оценке работы.

Направление «Химия»

Рассматриваются работы, посвященные общим вопросам химии, химических процессов, синтезу и исследованию свойств новых материалов. Желательно, чтобы предмет доклада затрагивал проблемы, связанные с производством материалов, которые применяются в производстве изделий электронной техники.

Направление «Экология»

Рассматриваются работы, посвященные приборам, оборудованию, системам, явлениям и процессам, которые обеспечивают и контролируют экологическое состояние окружающей среды. Работы могут быть посвящены изучению влияния различных факторов на состояние окружающей среды, анализ экологической ситуации в районе, городе, регионе и т.д., методам предотвращения вредного влияния деятельности человека на окружающую среду и т.д.

Критерии:

Работа должна содержать следующие разделы:

При представлении реферативной работы обязательно приводить ссылки на источники информации, использованные при выполнении работы.

Секция «Техника и технология»

Направление «Электро-опто-механические устройства», «Датчики, приборы и системы»

Критерии:

  1. Экспериментальные результаты испытаний или исследования характеристик электронных, электромеханических, механических и др. технических устройств и приборов различного назначения.
  2. Результаты доработок или модернизации существующих технических устройств или приборов.
  3. Результаты компьютерных расчетов или компьютерного моделирования процессов, протекающих в технических устройствах или приборах.
  4. Исследование путей возможного улучшения периметров и характеристик устройств или приборов.
  5. Результаты разработки, изготовления и испытания элементов технических устройств или приборов.

Примечания:

а) Работы могут быть выполнены в авторских коллективах, с выделением доли личного вклада автора доклада.

б) Предпочтения отдаются работам, связанным с экспериментами и изготовлением работающих макетов.

в) Дополнительное преимущество получают авторы, представляющие компьютерную презентацию выполненной работы.

Направление «Информационно-телекоммуникационные технологии»

1. На конкурс представляются работы, посвященные вопросам передачи, приема и обработки информации по каналам связи, а также вопросам, относящимся к информационным технологиям. Возможные тематики конкурсных работ могут включать проведение макетирования простейших узлов телекоммуникационных устройств и моделирование с помощью персонального компьютера принципов работы этих узлов, создание аппаратных и программных средств для обеспечения работы телекоммуникационного оборудования.

2. Рассматриваются работы, посвященные вопросам разработки микрорадиотехнический устройств и систем (разработка приемопередатчиков в системах передачи данных, проектирование антенно-фидерных устройств, исследование моделей распространения радиоволн в свободном пространстве и в условиях городской застройки и пр.).

3. Все работы должны содержать теоретическую часть с освещением цели работы, проблем затрагиваемых в работе, а также с описанием метода решения поставленной задачи. Наличие экспериментальной и теоретической части, а также умение сравнить полученные результаты с уже существующими являются главным преимуществом при оценке работы.

4. Работа оценивается по критериям:

Секция «Экономика»

1. Научные работы должны отражать реальные экономические процессы, происходящие в обществе.

2. Будут приветствовать доклады, связанные с проблематикой экономических процессов, происходящих в России и особенно в Зеленограде и прилегающих регионах Московской области.

3. Будут приветствоваться работы, содержащие в себе элементы практических исследований с использованием статистической обработки (собственные маркетинговые или социологические исследования, обработка статистических данных из общедоступных и неформальных источников).

4. Особо будут выделяться работы, содержащие конкретные и обоснованные предложения по улучшению социально-экономической ситуации в стране, регионе, городе, на конкретном предприятии.

Примерная тематика докладов:

Направление «Экономика»

  1. Основные формы и системы организации экономической жизни общества.
  2. Классический рынок: сущность, функции и структура.
  3. Товар и деньги как основные инструменты рыночного хозяйства.
  4. Закономерности и механизм функционирования классического рынка.
  5. Предпринимательская деятельность и поведение фирмы на рынке.
  6. Рыночная оценка факторов производства и формирование факторных доходов.
  7. Смешанная экономика и особенности современного рынка.
  8. Основные компоненты современного рынка в системе институционального регулирования.
  9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая стабильность.
  10. Узловые вопросы экономического развития современной России.
  11. Узловые вопросы социально-экономического развития современной России.
  12. Мировое хозяйство: его становление и закономерности развития.
  13. Исторические судьбы человеческой цивилизации: социально-экономические аспекты.

Направление «Математические методы в экономике»

  1. Самостоятельное решение прикладной экономической задачи известным методом.
  2. Новые способы решения практических, управленческих и экономических задач.
  3. Постановка задач и математическое моделирование экономических процессов.
  4. Прогнозирование и планирование экономической деятельности.
  5. Задачи оптимизации экономической и социально-экономической деятельности.

Направление «Предпринимательство»

  1. Организация туристической компании.
  2. Бизнес-план по созданию ООО.
  3. Оценка рисков на предприятии.
  4. SWOT - анализ фирмы.

Секция «Право»

Примерная тематика докладов:

  1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.
  2. Происхождение и пути развития государства
  3. Типы цивилизаций и проблемы цивилизационного подхода к типологии государств.
  4. Происхождение и развитие права.
  5. Типы, формы и сущность государства.
  6. Формационный подход к типологии государства.
  7. Тоталитарные и демократические режимы современных государств
  8. Унитаризм, федерализм и конфедерация в современном устройстве государств.
  9. Государство и гражданское общество.
  10. Открытость российского общества: теория, практика, перспективы.
  11. Либерализм как политический режим.
  12. Государство и политические партии.
  13. Государство и парламентаризм.
  14. Управление и самоуправление в государстве: соотношение, формы, тенденции развития.
  15. Представительная и прямая демократия.
  16. Роль общественных организаций в управлении государственными делами.
  17. Государство в политической системе общества.
  18. Формирование правового государства в современной России: теория, практика, перспективы.
  19. Функции государства: понятие, классификация.
  20. Миграционная политика как функция современного российского государства.
  21. Механизм реализации функций государства.
  22. Государство и церковь.
  23. Форма государства: исторический опыт и современные проблемы.
  24. Верховенство закона в правовом государстве.
  25. Концепция правового государства: история и современность.
  26. Государство и национальная структура общества.
  27. Государство и рыночная экономика.
  28. Государство и экология.
  29. Взаимные обязанности и ответственность государства и личности как принцип правового государства.
  30. Аппарат государственной власти и его структура.
  31. Органы государственной власти: понятие, виды.
  32. Политико-правовой режим в современной России.
  33. Государство и национально-культурная автономия.
  34. Политический плюрализм в условиях формирования правового государства.
  35. Сущность, типы и формы права.
  36. Формы (источники) права.
  37. Социальные и технические нормы: виды, формы, способы обеспечения.
  38. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений.
  39. Классовое и общесоциальное в праве.
  40. Право как средство воздействия на экономику: возможности и пределы.
  41. Социально-политические интересы и право.
  42. Право и политика.
  43. Право и мораль.
  44. Право и социальная справедливость.
  45. Право и национальные традиции.
  46. Тип права в формационном и цивилизационном подходе.
  47. Правовая реформа в современной России.
  48. Правовые системы в современном мире.
  49. Система права и система законодательства.
  50. Система и структура права.
  51. Правовое регулирование общественных отношений.
  52. Правотворчество: общее и особенное в правовых системах современных государств.
  53. Систематизация нормативно-правовых актов.
  54. Реализация права.
  55. Применение права.
  56. Нормы права: классификация и способы изложения в актах государства.
  57. Толкование права.
  58. Юридическая техника и её значение для совершенствования правотворчества, систематизации законодательства и правоприменительной деятельности.
  59. Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина.
  60. Международно-правовые основы деятельности государств в борьбе с терроризмом.
  61. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  62. Правоотношения: понятие, виды и содержание.
  63. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты правовых отношений.
  64. Правонарушения и юридическая ответственность.
  65. Законность и её гарантии.
  66. Методы обеспечения законности и правопорядка.
  67. Правосознание и правовая культура.
  68. Права и свободы человека, права народа и нации.
  69. Структура прав и свобод личности.
  70. Правовой статус иностранных граждан в России.
  71. Правовой нигилизм и пути его преодоления.
  72. Юридическая ответственность и правовые санкции.
  73. Юридические факты: понятие и классификация.
  74. Сообщества и содружества как новые формы государственных образований.
  75. Власть и средства массовой информации.
  76. Научно-техническая революция и развитие права.
  77. Глобальные проблемы человечества и функции права.
  78. Россия в условиях глобализации.
  79. Национальная политика России в современных условиях.

Секция «Историко-филологическая»

Примерная тематика докладов:

Направление «Русский язык и языкознание»

  1. Язык как система знаков.
  2. Гипотезы происхождения языка.
  3. Ступени развития письма.
  4. Язык и мышление,
  5. Язык и личность.
  6. Язык и воспитание.
  7. Проблема внутренней речи.
  8. Речь: развитие, владение и понимание.
  9. Детские словообразовательные инновации.
  10. Особенности понимания и употребления слов дошкольниками (школьниками, взрослыми носителями языка).
  11. Анализ речевых ошибок школьников.
  12. Роль речи в регуляции поведения у детей.
  13. Место русского языка среди языков мира.
  14. Языки народов России.
  15. Родственные связи русского языка.
  16. Нормы литературного языка и культура речи.
  17. Культура речи среди молодежи и в современном обществе.
  18. Эстетические качества речи (на материале художественных текстов).
  19. Пресса и нормативность (на материале публицистического стиля речи).
  20. Функциональные стили речи (на материале разных текстов).
  21. Речь в межличностном общении. Формы речевого этикета.
  22. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) и их реализация в конкретных текстах.
  23. Пословицы и поговорки русского языка, их семантика и структура, функционирование в речи.
  24. Устойчивые и свободные словосочетания русского языка. Идиомы как средство художественной выразительности.
  25. Социальные аспекты заимствований английских слов в русском языке.
  26. Исторические аспекты заимствований английских слов в русском языке.
  27. Формирование молодежного сленга.
  28. Особенности бытовых английских традиций и их отражение в языке.
  29. Смысловые эквиваленты в русских и английских поговорках.
  30. Англоязычные заимствования в русском языке.
  31. Особенности звукового строя американского варианта английского языка.
  32. Овладение английским языком как родным.
  33. Овладение английским языком как иностранным.
  34. Языки Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Направление «Литература»

  1. Диалектика нравственного и эстетического в художественной словесности.
  2. Литература и ее взаимодействие со смежными видами искусства.
  3. Новые пути и методы интерпретации художественного текста.
  4. Взаимосвязь мировоззрения и творчества в литературе.
  5. Жанрово-стилистическое и идейное своеобразие творчества писателей-классиков и современников.
  6. Традиции и новаторство. Диалог эпох и стилей в русской и зарубежной словесности.
  7. Пограничные явления в русской и мировой литературе (специфика, генезис, место в историко-литературном контексте).
  8. Постмодернизм в литературе. Проблемы интертекстуальности. Игровая поэтика.
  9. Новое прочтение «вечных» книг: отечественная и мировая классика в контексте современности.
  10. Основные тенденции развития современной словесности: поиски, эксперименты, находки.
  11. Детская литература в контексте русской и мировой художественной словесности.
  12. Опыт целостного анализа литературного произведения малого жанра (лирическое стихотворение, басня, баллада, новелла и т.п.).

Направление «История»

  1. Влияние природно-климатического фактора на историю России.
  2. Геополитический фактор в истории Руси.
  3. Религиозный фактор в отечественной истории.
  4. Специфика социальной организации российского общества.
  5. Владимир Святой и проблема выбора монорелигии.
  6. Дискуссия о «варяжском факторе» в образовании Древнерусского государства.
  7. Эволюция древнерусской общины.
  8. Эволюция политического строя Руси в период монгольского владычества.
  9. Экспансия с Запада на Восток на Русь в XIII в.: общее и особенное.
  10. Центры объединения Руси: проблема лидерства.
  11. Василий III: человек и политик.
  12. Причины обострения конфликта боярской оппозиции и великокняжеской власти в середине XVI в.
  13. Социальный протест в России XVI в.: истоки, сущность, последствия.
  14. Эпоха Ивана Грозного, ее образ в отечественной литературе и искусстве.
  15. Динамика социокультурного развития России в XVI в.
  16. Опричнина на Руси: объективные и субъективные предпосылки, сущность, последствия.
  17. Формирование сословно-представительной монархии и дискуссии о ее перспективах в России.
  18. Политическая система в России в Смутное время.
  19. Церковный раскол и его влияние на русскую культуру.
  20. Борис Годунов: личность, политик, государь.
  21. Переход к новому времени в России и Западной Европе: общее и особенности.
  22. Церковный раскол как социокультурный и религиозный феномен.
  23. Итоги и цена петровских реформ.
  24. Государственное регулирование экономики России XVIII в.: причины, проявление, результаты.
  25. Исторические предпосылки российской модернизации XVIII в.
  26. II мировая война как кульминация общецивилизационного кризиса.
  27. Причины германо-советского сближения в 1939 г.
  28. Истоки массового героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны.

Критерии:

Секция «Иностранный язык»

Примерная тематика докладов:

Тематика научных исследований на иностранном языке:
  1. Тенденции развития современного иностранного языка.
  2. Национальный характер в стране изучаемого языка.
  3. Молодежная культура страны изучаемого языка.
  4. Исторические, экономические и культурные связи России со страной изучаемого языка.
  5. Важнейшие исторические события и изменения 20-21 веков.
  6. Массовая культура в стране изучаемого языка.
  7. Происшествия и катастрофы.
  8. Проблемы преступности в современном мире.
  9. Свободная тема (с приложением обоснования)
  10. Проблема защиты окружающей среды.
  11. Информационные технологии в жизни современного общества.

Критерии:

  1. Правильность произношения.
  2. Интонационное оформление предложений.
  3. Правильность употребления грамматических форм.
  4. Степень идиоматичности речи.
  5. Беглость речи.
  6. Полнота и актуальность раскрытия темы.
  7. Планирование и организация представленного материала.
  8. Четкость и ясность раскрытия темы.
  9. Уверенность и знание предмета исследования.
  10. Степень достижения поставленной цели исследования.
  11. Использование визуальных средств.
  12. Артистизм, контакт с аудиторией.
  13. Умение реагировать на вопросы.

Перечень использованных источников с указанием места и года издания обязателен…

Презентация работы оценивается по 10-бальной системе (по каждому критерию).

Продолжительность устного доклада не более 10 мин.