Приложение 3
Дополнительные требования, предъявляемые к содержанию докладов 14-й Региональной научно-практической конференции «Творчество юных».
Секция «Информатика»
Направление «Программное обеспечение вычислительных систем»
Компьютерные программы, созданные или использованные в работах, должны сопровождаться:
- описанием задачи;
- изложением алгоритма решения задачи;
- описанием программы, входных и выходных данных и распечатки программы и результатов;
- анализом результатов численного решения задачи;
- описанием характеристик вычислительной техники, на которой решалась задача;
- указанием пакета прикладных программ, если он используется.
Направление «Информационные технологии и компьютерный дизайн»
Компьютерные программы, созданные с применением современных информационных технологий (WWW-сайты, мультимедийные обучающие программы, анимационные ролики и т.д.), должны сопровождаться:
- общим описанием задачи;
- изложением алгоритма программы и сравнительным анализом уровня применяемых технологических решений с аналогами;
- распечаткой входных и выходных интерфейсных форм или демонстрационным роликом на дискете или CD (продолжительностью не более 10 минут);
- описанием характеристик вычислительной техники, на которой решалась задача и требуемой для ее дальнейшей эксплуатации;
- указанием пакетов прикладных программ, если они использовались или будут использоваться при эксплуатации созданной программы.
Критерии:
- Уровень владения материалом и применяемыми технологиями.
- Компетентность и глубина осмысления избранной проблематики.
- Аргументированность и научная обоснованность.
- Актуальность и практическая значимость.
- Самостоятельность и оригинальность. Содержательная новизна.
- Личностная окрашенность работы.
Секция «Химия и экология»
На конкурс представляются работы, посвященные вопросам химии и экологии. В работе должны быть отражены: актуальность выбранной темы, теоретического или экспериментального исследования, цели и задачи работы, современное состояние проблемы (обзор известных данных), теоретические расчеты, оценки, прогнозы или (и) экспериментальные (результаты экспериментов) результаты, выводы, которые обобщают полученный результат.
Наличие экспериментальной и (или) теоретической части являются главным преимуществом при оценке работы.
Направление «Химия»
Рассматриваются работы, посвященные общим вопросам химии, химических процессов, синтезу и исследованию свойств новых материалов. Желательно, чтобы предмет доклада затрагивал проблемы, связанные с производством материалов, которые применяются в производстве изделий электронной техники.
Направление «Экология»
Рассматриваются работы, посвященные приборам, оборудованию, системам, явлениям и процессам, которые обеспечивают и контролируют экологическое состояние окружающей среды. Работы могут быть посвящены изучению влияния различных факторов на состояние окружающей среды, анализ экологической ситуации в районе, городе, регионе и т.д., методам предотвращения вредного влияния деятельности человека на окружающую среду и т.д.
Критерии:
Работа должна содержать следующие разделы:
- Введение
- Обоснование актуальности выбранной темы
- Цель и задачи работы
- Результаты работы. Например – результаты исследований, расчеты, конструкторские эскизные работы, программные продукты, опытные образцы и т.д.
При представлении реферативной работы обязательно приводить ссылки на источники информации, использованные при выполнении работы.
Секция «Техника и технология»
Направление «Электро-опто-механические устройства», «Датчики, приборы и системы»
Критерии:
- Экспериментальные результаты испытаний или исследования характеристик электронных, электромеханических, механических и др. технических устройств и приборов различного назначения.
- Результаты доработок или модернизации существующих технических устройств или приборов.
- Результаты компьютерных расчетов или компьютерного моделирования процессов, протекающих в технических устройствах или приборах.
- Исследование путей возможного улучшения периметров и характеристик устройств или приборов.
- Результаты разработки, изготовления и испытания элементов технических устройств или приборов.
Примечания:
а) Работы могут быть выполнены в авторских коллективах, с выделением доли личного вклада автора доклада.
б) Предпочтения отдаются работам, связанным с экспериментами и изготовлением работающих макетов.
в) Дополнительное преимущество получают авторы, представляющие компьютерную презентацию выполненной работы.
Направление «Информационно-телекоммуникационные технологии»
1. На конкурс представляются работы, посвященные вопросам передачи, приема и обработки информации по каналам связи, а также вопросам, относящимся к информационным технологиям. Возможные тематики конкурсных работ могут включать проведение макетирования простейших узлов телекоммуникационных устройств и моделирование с помощью персонального компьютера принципов работы этих узлов, создание аппаратных и программных средств для обеспечения работы телекоммуникационного оборудования.
2. Рассматриваются работы, посвященные вопросам разработки микрорадиотехнический устройств и систем (разработка приемопередатчиков в системах передачи данных, проектирование антенно-фидерных устройств, исследование моделей распространения радиоволн в свободном пространстве и в условиях городской застройки и пр.).
3. Все работы должны содержать теоретическую часть с освещением цели работы, проблем затрагиваемых в работе, а также с описанием метода решения поставленной задачи. Наличие экспериментальной и теоретической части, а также умение сравнить полученные результаты с уже существующими являются главным преимуществом при оценке работы.
4. Работа оценивается по критериям:
- актуальность выбранной темы
- глубина проработанности
- практическая ценность исследования
- результаты работы (результаты расчетов в случае математического моделирования и устройство в случае выполненного проектирования).
Секция «Экономика»
1. Научные работы должны отражать реальные экономические процессы, происходящие в обществе.
2. Будут приветствовать доклады, связанные с проблематикой экономических процессов, происходящих в России и особенно в Зеленограде и прилегающих регионах Московской области.
3. Будут приветствоваться работы, содержащие в себе элементы практических исследований с использованием статистической обработки (собственные маркетинговые или социологические исследования, обработка статистических данных из общедоступных и неформальных источников).
4. Особо будут выделяться работы, содержащие конкретные и обоснованные предложения по улучшению социально-экономической ситуации в стране, регионе, городе, на конкретном предприятии.
Примерная тематика докладов:
Направление «Экономика»
- Основные формы и системы организации экономической жизни общества.
- Классический рынок: сущность, функции и структура.
- Товар и деньги как основные инструменты рыночного хозяйства.
- Закономерности и механизм функционирования классического рынка.
- Предпринимательская деятельность и поведение фирмы на рынке.
- Рыночная оценка факторов производства и формирование факторных доходов.
- Смешанная экономика и особенности современного рынка.
- Основные компоненты современного рынка в системе институционального регулирования.
- Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая стабильность.
- Узловые вопросы экономического развития современной России.
- Узловые вопросы социально-экономического развития современной России.
- Мировое хозяйство: его становление и закономерности развития.
- Исторические судьбы человеческой цивилизации: социально-экономические аспекты.
Направление «Математические методы в экономике»
- Самостоятельное решение прикладной экономической задачи известным методом.
- Новые способы решения практических, управленческих и экономических задач.
- Постановка задач и математическое моделирование экономических процессов.
- Прогнозирование и планирование экономической деятельности.
- Задачи оптимизации экономической и социально-экономической деятельности.
Направление «Предпринимательство»
- Организация туристической компании.
- Бизнес-план по созданию ООО.
- Оценка рисков на предприятии.
- SWOT - анализ фирмы.
Секция «Право»
Примерная тематика докладов:
- Власть и социальные нормы в первобытном обществе.
- Происхождение и пути развития государства
- Типы цивилизаций и проблемы цивилизационного подхода к типологии государств.
- Происхождение и развитие права.
- Типы, формы и сущность государства.
- Формационный подход к типологии государства.
- Тоталитарные и демократические режимы современных государств
- Унитаризм, федерализм и конфедерация в современном устройстве государств.
- Государство и гражданское общество.
- Открытость российского общества: теория, практика, перспективы.
- Либерализм как политический режим.
- Государство и политические партии.
- Государство и парламентаризм.
- Управление и самоуправление в государстве: соотношение, формы, тенденции развития.
- Представительная и прямая демократия.
- Роль общественных организаций в управлении государственными делами.
- Государство в политической системе общества.
- Формирование правового государства в современной России: теория, практика, перспективы.
- Функции государства: понятие, классификация.
- Миграционная политика как функция современного российского государства.
- Механизм реализации функций государства.
- Государство и церковь.
- Форма государства: исторический опыт и современные проблемы.
- Верховенство закона в правовом государстве.
- Концепция правового государства: история и современность.
- Государство и национальная структура общества.
- Государство и рыночная экономика.
- Государство и экология.
- Взаимные обязанности и ответственность государства и личности как принцип правового государства.
- Аппарат государственной власти и его структура.
- Органы государственной власти: понятие, виды.
- Политико-правовой режим в современной России.
- Государство и национально-культурная автономия.
- Политический плюрализм в условиях формирования правового государства.
- Сущность, типы и формы права.
- Формы (источники) права.
- Социальные и технические нормы: виды, формы, способы обеспечения.
- Право в системе нормативного регулирования общественных отношений.
- Классовое и общесоциальное в праве.
- Право как средство воздействия на экономику: возможности и пределы.
- Социально-политические интересы и право.
- Право и политика.
- Право и мораль.
- Право и социальная справедливость.
- Право и национальные традиции.
- Тип права в формационном и цивилизационном подходе.
- Правовая реформа в современной России.
- Правовые системы в современном мире.
- Система права и система законодательства.
- Система и структура права.
- Правовое регулирование общественных отношений.
- Правотворчество: общее и особенное в правовых системах современных государств.
- Систематизация нормативно-правовых актов.
- Реализация права.
- Применение права.
- Нормы права: классификация и способы изложения в актах государства.
- Толкование права.
- Юридическая техника и её значение для совершенствования правотворчества, систематизации законодательства и правоприменительной деятельности.
- Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина.
- Международно-правовые основы деятельности государств в борьбе с терроризмом.
- Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- Правоотношения: понятие, виды и содержание.
- Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты правовых отношений.
- Правонарушения и юридическая ответственность.
- Законность и её гарантии.
- Методы обеспечения законности и правопорядка.
- Правосознание и правовая культура.
- Права и свободы человека, права народа и нации.
- Структура прав и свобод личности.
- Правовой статус иностранных граждан в России.
- Правовой нигилизм и пути его преодоления.
- Юридическая ответственность и правовые санкции.
- Юридические факты: понятие и классификация.
- Сообщества и содружества как новые формы государственных образований.
- Власть и средства массовой информации.
- Научно-техническая революция и развитие права.
- Глобальные проблемы человечества и функции права.
- Россия в условиях глобализации.
- Национальная политика России в современных условиях.
Секция «Историко-филологическая»
Примерная тематика докладов:
Направление «Русский язык и языкознание»
- Язык как система знаков.
- Гипотезы происхождения языка.
- Ступени развития письма.
- Язык и мышление,
- Язык и личность.
- Язык и воспитание.
- Проблема внутренней речи.
- Речь: развитие, владение и понимание.
- Детские словообразовательные инновации.
- Особенности понимания и употребления слов дошкольниками (школьниками, взрослыми носителями языка).
- Анализ речевых ошибок школьников.
- Роль речи в регуляции поведения у детей.
- Место русского языка среди языков мира.
- Языки народов России.
- Родственные связи русского языка.
- Нормы литературного языка и культура речи.
- Культура речи среди молодежи и в современном обществе.
- Эстетические качества речи (на материале художественных текстов).
- Пресса и нормативность (на материале публицистического стиля речи).
- Функциональные стили речи (на материале разных текстов).
- Речь в межличностном общении. Формы речевого этикета.
- Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) и их реализация в конкретных текстах.
- Пословицы и поговорки русского языка, их семантика и структура, функционирование в речи.
- Устойчивые и свободные словосочетания русского языка. Идиомы как средство художественной выразительности.
- Социальные аспекты заимствований английских слов в русском языке.
- Исторические аспекты заимствований английских слов в русском языке.
- Формирование молодежного сленга.
- Особенности бытовых английских традиций и их отражение в языке.
- Смысловые эквиваленты в русских и английских поговорках.
- Англоязычные заимствования в русском языке.
- Особенности звукового строя американского варианта английского языка.
- Овладение английским языком как родным.
- Овладение английским языком как иностранным.
- Языки Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
Направление «Литература»
- Диалектика нравственного и эстетического в художественной словесности.
- Литература и ее взаимодействие со смежными видами искусства.
- Новые пути и методы интерпретации художественного текста.
- Взаимосвязь мировоззрения и творчества в литературе.
- Жанрово-стилистическое и идейное своеобразие творчества писателей-классиков и современников.
- Традиции и новаторство. Диалог эпох и стилей в русской и зарубежной словесности.
- Пограничные явления в русской и мировой литературе (специфика, генезис, место в историко-литературном контексте).
- Постмодернизм в литературе. Проблемы интертекстуальности. Игровая поэтика.
- Новое прочтение «вечных» книг: отечественная и мировая классика в контексте современности.
- Основные тенденции развития современной словесности: поиски, эксперименты, находки.
- Детская литература в контексте русской и мировой художественной словесности.
- Опыт целостного анализа литературного произведения малого жанра (лирическое стихотворение, басня, баллада, новелла и т.п.).
Направление «История»
- Влияние природно-климатического фактора на историю России.
- Геополитический фактор в истории Руси.
- Религиозный фактор в отечественной истории.
- Специфика социальной организации российского общества.
- Владимир Святой и проблема выбора монорелигии.
- Дискуссия о «варяжском факторе» в образовании Древнерусского государства.
- Эволюция древнерусской общины.
- Эволюция политического строя Руси в период монгольского владычества.
- Экспансия с Запада на Восток на Русь в XIII в.: общее и особенное.
- Центры объединения Руси: проблема лидерства.
- Василий III: человек и политик.
- Причины обострения конфликта боярской оппозиции и великокняжеской власти в середине XVI в.
- Социальный протест в России XVI в.: истоки, сущность, последствия.
- Эпоха Ивана Грозного, ее образ в отечественной литературе и искусстве.
- Динамика социокультурного развития России в XVI в.
- Опричнина на Руси: объективные и субъективные предпосылки, сущность, последствия.
- Формирование сословно-представительной монархии и дискуссии о ее перспективах в России.
- Политическая система в России в Смутное время.
- Церковный раскол и его влияние на русскую культуру.
- Борис Годунов: личность, политик, государь.
- Переход к новому времени в России и Западной Европе: общее и особенности.
- Церковный раскол как социокультурный и религиозный феномен.
- Итоги и цена петровских реформ.
- Государственное регулирование экономики России XVIII в.: причины, проявление, результаты.
- Исторические предпосылки российской модернизации XVIII в.
- II мировая война как кульминация общецивилизационного кризиса.
- Причины германо-советского сближения в 1939 г.
- Истоки массового героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Критерии:
- Уровень владения материалом. Компетентность и глубина осмысления избранной проблематики.
- Самостоятельность и оригинальность. Содержательная новизна.
- Личностная окрашенность работы.
- Аргументированность и научная обоснованность.
- Актуальность и практическая значимость.
Секция «Иностранный язык»
Примерная тематика докладов:
Тематика научных исследований на иностранном языке:
- Тенденции развития современного иностранного языка.
- Национальный характер в стране изучаемого языка.
- Молодежная культура страны изучаемого языка.
- Исторические, экономические и культурные связи России со страной изучаемого языка.
- Важнейшие исторические события и изменения 20-21 веков.
- Массовая культура в стране изучаемого языка.
- Происшествия и катастрофы.
- Проблемы преступности в современном мире.
- Свободная тема (с приложением обоснования)
- Проблема защиты окружающей среды.
- Информационные технологии в жизни современного общества.
Критерии:
- Правильность произношения.
- Интонационное оформление предложений.
- Правильность употребления грамматических форм.
- Степень идиоматичности речи.
- Беглость речи.
- Полнота и актуальность раскрытия темы.
- Планирование и организация представленного материала.
- Четкость и ясность раскрытия темы.
- Уверенность и знание предмета исследования.
- Степень достижения поставленной цели исследования.
- Использование визуальных средств.
- Артистизм, контакт с аудиторией.
- Умение реагировать на вопросы.
Перечень использованных источников с указанием места и года издания обязателен…
Презентация работы оценивается по 10-бальной системе (по каждому критерию).
Продолжительность устного доклада не более 10 мин.