Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с дистанции еще до экзамена
Чем ближе май, тем больше напряжение. Педагог-психолог, начальник управления внеучебной деятельности Алексей Вадимович Кранин рассказывает, как выпускникам и их родителям успешно прийти к поступлению через ЕГЭ.
Если описать идеальную подготовку одним предложением, то получится приблизительно так: планируем подготовку, договариваемся с родителями о помощи и поддержке, выбираем эффективную стратегию, выстраиваем согласно ей ритм подготовки и, если чувствуем, что своих сил не хватает, чтобы выстоять под этой нагрузкой – отправляемся к специалисту за консультацией и помощью. Конечно, не все так просто.
1. Глобальное планирование
Школьникам важно понимать: времени на подготовку осталось немного, и нужен план. При этом план должен включать в себя с одной стороны обучение, а с другой – обычную жизнь. Большой ошибкой является то, когда ребята начинают планировать только нагрузки, не учитывая смены вида деятельности: ни отдых, ни быт. В наш нормальный ритм жизни входят и занятия спортом, и уход за собой, отдых, просмотр кино, прогулки – это тоже должно иметь плановый характер. То есть это некий глобальный план, как я буду жить до ЕГЭ. Когда люди полностью занимают его учебой, она неизбежно проседает.
2. Договор с родителями
Родители, вам нужно выстраивать самые настоящие договорные отношения со своим ребенком. Это не «Если ты сдашь экзамен на 80+, мы купим тебе ноутбук», а договор именно о взаимопомощи. Наши исследования за последние годы показывают, что родители, имея абсолютно благие намерения, вторгаются в личное пространство ребенка, пытаются координировать его планы. Если выпускник уже выстроил себе траекторию, ему нужно только помочь ее придерживаться. Кроме того, важна поддержка. Сутью договора должно стать то, чем именно родитель может помочь ребенку в поступлении.
3. Повышение эффективности обучения
Многие забивают расписание репетиторами, курсами, но часто получается так, что школьник посещает такие занятия ради самого факта посещения. Некоторые приходят на эти «допы» и просто сидят – у них сначала полдня учеба, потом они пришли на курсы, сил на восприятие и обработку информации нет. Человек нанимает толпу репетиторов или оплачивает кучу курсов, а «переварить» их не может. При этом и у родителя, и у ребенка возникает опасная иллюзия того, что учебный процесс идет. А потом начинаются удивленные восклицания из серии «Я же тебе 10 репетиторов наняла!». Здесь нужно понять, какие методики освоения материала для тебя наиболее эффективны.
4. Ритм
Выпускник, следующие два пункта для тебя. Важным является ритмичный образ жизни: спорт, питание, сон. Иллюзия, что ты сможешь выучить все в последнюю ночь – это только иллюзия, которая доказанно не работает. Понятно, что никто это не слушает, но факт остается фактом. Самое эффективное восприятие с научной точки зрения – это дозированное восприятие, когда ты 20-30 минут занимаешься, потом пауза, потом снова 20-30 минут учебы, и снова пауза. При этом количество подходов ограничено. Тут приходит на ум аналогия со штангой. Ты можешь, конечно, умереть под этой штангой, тягая ее полдня, но это даст только истощение, а качественного результата в итоге не будет.
5. Тренировка
ЕГЭ можно написать в любой момент: воссоздать условия несложно. По сути ЕГЭ – это «механистическая» штука, там не нужны какие-то сверхоригинальные решения. Наоборот, там это не приветствуется. По сути это некая тренировка. Условий для таких тренировок предостаточно: пробники можно писать и дома, пользуясь видеоинструкциями, обзорами и уймой других материалов. Чем больше нарабатываешь навык, тем более автоматическим он становится.
6. Психологическая устойчивость
Родители! Если мы понимаем, что у ребенка есть проблемы с психологической устойчивостью, может быть, имеет смысл пойти на консультацию к психологу. Мы должны понимать, что психолог не изменит саму ситуацию: мы сначала 11 лет делаем из ребенка неврастеника, а потом пытаемся из него за два месяца сделать человека, который с легкостью справляется со стрессом. Мы сами формируем у него тревожность, говоря, что у него ничего не получится, он балбес и так далее. А ребёнок эти слова от родителей воспринимает далеко не как мотивацию, и если родитель видит его грубо говоря дураком, то в такую роль он и вживается. Но прийти на консультацию к психологу посоветоваться – это уже большой шаг. Всегда есть какие-то внутренние резервы, и есть внутренние состояния, с которыми можно и нужно работать.
7. Победители и неудачники
И родителям, и детям важно знать и помнить про два синдрома: «синдром неудачника» и «синдром победителя». Оба синдрома – социальные, это даже не психология. Одни надеются на какие-то сверхъестественные силы, на удачу, на везение независимо от того, что реально делают для результата. Возникает позиция «Я везунчик», «Я счастливчик», «Я победитель по жизни». У других же наоборот позиция «Я неудачник», то есть человек искренне считает, что если есть огромная площадка с одной-единственной лужей, то он обязательно в неё наступит. Нужно понимать, что здесь есть и вероятностные моменты, и волевые. И «ген неудачника» ещё никто не нашёл. Да, каждый имеет право на ошибку, и важно, что фатальных ошибок нет. Даже если представить гипотетически, что случится, если я не сдам ЕГЭ? Для некоторых – это некая стена, за которой ничего нет. Нужно, чтобы этой пустоты не было, чтобы был план на случай, если с экзаменом не сложится. Всякое случается. Вот садишься ты утром в машину, уже представляешь, как доехал до МИЭТа, поворачиваешь ключ – а она не заводится. Потом ты понимаешь, что есть общественный транспорт, что может даже и хорошо, что ты сегодня на автобусе поедешь. В каждой истории есть свой позитивный контент.
8. Химия и ритуалы
Некоторые считают, что прием каких-то лекарственных или гомеопатических средств позволяет улучшить память или восприятие. Есть иллюзия того, что ты съешь какую-то таблетку и сдашь всё на высший балл. В реальности такого не существует. Может, что-то способно функционально улучшать какие-то особенности памяти, но наша память устроена так, что чтобы запомнить и оперировать какими-то моделями, мы должны их понять. Если мы тупо зазубриваем, не понимая, то использовать информацию мы все равно не сможем.
Есть идея пятнадцати минут: «Учи английский (физику/математику/химию…) 15 минут в день, и ты будешь знать его». Это идеальная идея, которая работает намного лучше любой химической составляющей.
Что касается истории «Я учу, но ничего не помню». Наш мозг устроен таким образом, что мы ничего не забываем. Это доказано. При работе с грамотным специалистом можно «вытащить» из памяти человека любой пласт событий лет с 8-9, о котором мы и не вспомнили бы. Иногда ты вроде бы учил, старался, а перед экзаменом – как чистый лист. Надо просто принять этот факт. Мы так устроены, что в стрессе организм преподносит нам приятные сюрпризы: если мы реально учили и реально знаем, на экзамене это обязательно всплывёт. Понятно, что это происходит только при условии, что мы реально учили материал.
Всякие ритуалы, амулеты и прочие истории с подкладыванием пятирублевых монет – это всё доказанно нерабочая гипотеза. Выборка показывает, что среди тех экзаменующихся, кто стригся или не стригся перед экзаменом, мыл голову или не мыл, примерно равное количество удач и неудач, и коррелирует это исключительно с образовательным моментом.
9. Ради кого?
Самое главное – во имя кого ты сдаешь ЕГЭ. Я часто слышу, что это становится неким «посвящением родителям» – «я сдаю, чтобы получить их одобрение». Откровенно говоря, ЕГЭ – это выгодная возможность достаточно непринуждённо попасть в другой вуз. По крайней мере по сравнению с тем временем, когда каждый вуз проводил свои экзамены своего уровня сложности по своим правилам. Ты мог быть отличником в своей школе, в хорошей школе, прийти на экзамен и понять, что твой уровень и уровень экзамена – это небо и земля. Универсальная система позволяет получить нормальный балл и поступать, куда захочешь. Это однозначное преимущество, и им нужно пользоваться. Выше балл – больше возможностей – выше зарплата, больше перспективы роста, карьеры. Все мечтают о комфортной жизни. Давайте считать, что ЕГЭ – это базовый элемент комфортной жизни.
Самое главное во всем, о чем мы сейчас говорили – это понимание того, ради чего все эти испытания с экзаменом. Если ты понимаешь, что это твой шаг к твоему будущему и понимаешь, что твоя подготовка – это твоя ответственность, полдела сделано. Ну а мы с нашей стороны пожелаем вам спокойствия, усидчивости и уверенности в своих силах.