От участия в «Большой перемене» до работы над всероссийским проектом против буллинга: путь студентки Института ЦД
В декабре социальная лаборатория «Надо Поговорить!», освещающая сложную тему буллинга среди молодежи, стала победителем в номинации «Выбор Первых» на Международной Премии #МЫВМЕСТЕ, которая реализуется в рамках поручения президента России. Один из организаторов и активных участников этого проекта — Мария Хорева, студентка первого курса Института цифрового дизайна (Д-11). За последние два года она прошла путь от участия в 10 классе в конкурсе «Большая перемена» до работы над всероссийским социально значимым проектом. В этом интервью делимся историей Марии и рассказываем о проекте, над которым она сейчас работает.
— Маша, поделись историей своего пути. В 2021 году ты участвовала во Всероссийском конкурсе «Большая перемена», который создан для тех, кто готов меняться и менять мир, способен нестандартно мыслить. Что подтолкнуло тебя подать заявку на участие?
— О конкурсе я узнала от своей учительницы: ничего необычного, она просто прислала в группу класса ссылку на регистрацию в «Большой перемене», и меня это сообщение заинтересовало. Я всегда хотела узнать о себе и своих возможностях что-то новое. Суть этого конкурса как раз в том, что жюри оценивает не твои академические знания, которые необходимо подтверждать на любой олимпиаде, а soft skills — способность коммуницировать, решать проблемы, работать в команде, тайм-менеджмент и так далее. Слоган этого конкурса «Здесь не оценивают, а ценят». Такой формат словно для меня и был создан, поэтому я решила подать заявку.
— Насколько сложно было пройти отбор и над какими кейсами ты работала во время конкурса?
— Пройти отборочный этап и дойти до полуфинала было довольно легко. К моей радости в полуфинале были кейсы разной направленности. Я выбрала проект от «Союзмультфильма», где нужно было придумать концепцию продолжения мультфильма «Тайна третьей планеты» о смелой девочке Алисе. Работая над кейсом, я продумывала сценарий, рисовала образы персонажей и в целом прописывала всю концепцию продолжения мультфильма. За свой проект я получила максимальный балл.
Видео-визитка и другие конкурсные этапы у меня вообще не вызвали проблем. А вот в финале было потруднее, поскольку все участники — максимально мотивированные ребята, у всех уже есть большой опыт в проектировании кейсов, они уже знают, чего хотят от жизни, что им нравится и к чему они стремятся. Для меня это, с одной стороны, был очень интересный опыт коммуникации, с другой — конкурировать с такими соперниками оказалось непросто.
В финале конкурса нам дали направленность проблемы и мы сами могли выбрать конкретную тему, найти путь решения. За 6-7 часов мы должны были создать «каркас» проекта, его концепцию, а затем представить свои наработки экспертам. Мой кейс в финале был посвящен проблеме ксенофобии, и мы с командой создавали образовательную систему для детских садов, поскольку именно там максимально пересекаются разные поколения и можно в целом влиять на восприятие людей. Я, как и многие ребята из моей команды, стала победителем того года.
— Однако на этом твое участие в конкурсе не завершилось: тебя пригласили в региональную команду «Большой перемены». Как так получилось?
— В финале и полуфинале со мной в отряде были две девочки, которые руководили медиаструктурой в региональной команде. Они знали, что я занимаюсь дизайном и горю идеей остаться в «Большой перемене» и участвовать в такой внеклассной деятельности. Набор в команду, в принципе, идет постоянно, нужно лишь заполнить анкету и рассказать о себе. Затем тебя включают в работу на разных мероприятиях и этапах самого конкурса, где в региональных командах руководителями и кураторами должны быть именно дети, которые участвовали в «Большой перемене».
— Сейчас ты работаешь одним из организаторов антибуллингового проекта «Надо поговорить!», который создала Елизавета Кочеткова, участница все того же конкурса. Как ты стала частью этой команды?
— Так получается, что все проекты «Большой перемены» связаны между собой людьми. С Елизаветой мы познакомились два года назад благодаря нашей общей знакомой из региональной команды. Именно она пригласила меня в «Надо поговорить!», где я начала работать дизайнером и фотографом, а по мере развития проекта стала и event-менеджером, и «сммщиком», и закрывала другие необходимые задачи.
— Расскажи поподробнее о самом проекте: как он зародился и как трансформировался за время вашей работы?
— Елизавета Кочеткова (сейчас студентка ВГИКа и ГИТИСа) в 2020 году в рамках кейсовых заданий «Большой перемены» создала «каркас» антибуллингового спектакля «Один». Кто-то забрасывает свои конкурсные наработки, кто-то продолжает их развивать. Лиза как раз оказалась человеком, который загорелся идеей продолжить работать над своим кейсом. В итоге он перерос в Социальную Театральную Лабораторию «Надо Поговорить!».
Самый первый и масштабный проект Лаборатории — спектакль-дискуссия «Один». Он основывается на историях ребят со всего мира, которые мы собирали с помощью онлайн-форм и интерпретировали в сценарии. С помощью самой постановки мы доносим мысль о проблеме буллинга через разные реальные истории. Первые показы постановки проходили на полуфиналах и финалах конкурса «Большая перемена», а также в лагерях «Авангард» и «Артек», затем мы ездили на различные фестивали.
Впоследствии у нас появилась поддержка от Московской школы практической психологии и конкретно Гули Базаровой, кандидата психологических наук. Она помогает нам проводить после спектакля живую дискуссию, где зрители могут рассказать о своей истории буллинга. Фактически это коллективный сеанс у психолога, который позволяет другим ребятам разобраться в себе, понять свои проблемы и найти их решение. Также при поддержке МШПП у нас на сайте появилась возможность получить бесплатную психологическую помощь, чтобы люди могли индивидуально проработать свою проблему.
Следом мы создали проект в проекте — визуальный аудио-перформанс «Молчание вслух». Он проходит в формате выставки, где каждый посетитель слушает истории людей, которые столкнулись с буллингом, и рассматривает экспозиции, связанные с той или иной травмой.
— Как вам удается популяризировать проект и рассказывать о нем обществу?
— В целом нас поддерживает очень много людей. Сейчас мы взаимодействуем с Молодежным советом при Министерстве культуры Российской Федерации, он помогает нам информировать общественность о нашем проекте. Также у нас была большая поддержка со стороны «Большой перемены», Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) и АНО «Россия — страна возможностей». Кроме того, все проекты, которые реализуются в рамках конкурса, предаются большой огласке благодаря СМИ. Изначально у нас набиралась аудитория именно так.
Кроме того, в марте 2023 года мы провели первый Всероссийский антибуллинговый форум «Надо поговорить!» на площадке Министерства культуры Российской Федерации. На нем выступали бизнесмены и медийные личности, которые знают об этой проблеме не понаслышке, представители Альянса по защите детей в цифровой среде, а также психологи, разбирающиеся в данном вопросе. Одним из спикеров стал Данил Мотин – актер, продюсер и режиссер проекта «Тебе не одиноко», где также поднимают проблемы, с которыми часто сталкиваются подростки (онлайн-кинотеатр Okko). Все вместе мы с разных точек зрения смотрели на эту проблему. Вторая часть форума была посвящена поиску контактов и поддержке других социально значимых проектов в аналогичной сфере, содействии в их структурном развитии. Мы со своей стороны подсказывали, куда можно направить этот проект, как его развить в конкретном регионе, можно ли сделать франшизу.
— Сейчас спектакль-дискуссия «Один» в 57 регионах России. Как вам удалось этого достичь?
— Мы предлагаем получить бесплатную франшизу на эту постановку. Рассылаем по школам информацию и рассказываем, как их ученики совместно с педагогами и психологами могут самостоятельно реализовать спектакль. Это возможно благодаря тому, что для этой постановки требуется минимум вещей, атрибутов и декораций. Как следствие, нет необходимости в дополнительном бюджете. Все, что потребуется — это проектор, они сейчас есть в каждой школе, и черная базовая одежда. Специальное учебное пособие по актерскому мастерству выдаем мы, как и дополнительные рекомендации. То есть у ребят есть все, чтобы развивать проект в своей школе.
— Насколько вообще общество готово задумываться над этой проблемой?
— На самом деле сейчас самое благоприятное время для развития таких проектов, потому что очень большая часть молодежи — людей от 12 до 35 лет — начала задумываться о своем ментальном здоровье. О том, что они действительно чувствуют. И проблема буллинга стала очень острой. Раньше на это закрывали глаза, а сейчас в школах проводят профилактическую работу по борьбе с травлей и агрессией со стороны сверстников. Глобально мы ориентируемся на наши опросы и опыт общения с ребятами, понимаем, что у нас есть аудитория и дети, которым нужно помочь. Перед нами не стоит цель охватить как можно больше людей, но мы хотим изменить восприятие этой проблемы и помочь ребятам, которым здесь и сейчас нужна психологическая поддержка. Вот ради них мы работаем.
— Уделяете ли вы в рамках проектов внимание позиции агрессора и его восприятию действительности?
— Да, у нас в постановке есть и позиция этой стороны. Один из героев встает на сторону агрессора и показывает, как он видит эту ситуацию, как у него сформировалось такое поведение, чем оно обусловлено. Психологи на дискуссии также рассматривают эту проблему: как надо встречаться с агрессором, как надо с ним общаться. Это все обсуждается.
— Какие есть дальнейшие планы по расширению вашего проекта?
— В 2024 году у нас состоится второй антибуллинговый форум при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и наших новых партнеров. Сейчас идет согласование дат проведения и площадок, но уже понятно, что форум станет более масштабным. Кроме того, сейчас мы работаем над новым спектаклем.
— Окончив школу в 2023 году, ты поступила в Институт ЦД и в дальнейшем хочешь развиваться в сфере дизайна. Почему ты выбрала именно это направление, а не, предположим, менеджмент или маркетинг?
— Вообще дизайн — это самая близкая для меня сфера, поскольку именно визуальный способ передачи своих мыслей, чувств и эмоций позволяет мне лучше всего раскрыться. Это направление обучения я выбрала, чтобы лучше понимать, за счет чего я могу именно визуально передавать какую-то информацию. К тому же я с детства хотела быть художницей, и в течение жизни все как-то так складывалось, что постоянно подталкивало меня именно в сторону дизайна. В других отраслях я не нахожу нужной отдачи. Это та сфера, в которой я смогу на 100% реализоваться.
— При этом ты продолжаешь участвовать во всероссийских конкурсах и конференциях, развивать большой социально значимый проект. Как тебе удается совмещать это с учебой? Поделись своими советами по эффективному тайм-менеджменту.
— Я не буду романтизировать многозадачность и говорить о тех, кто успевает вообще все в условиях серьезной загруженности. Все люди, с которыми я общалась и которые очень много работали над своими проектами, чтобы те получили большой охват, осознанно тратили много сил на реализацию, время от времени не спали ночами и, как следствие, жертвовали своим здоровьем. Я, обучаясь и продолжая работать, порой не сплю до четырех утра, как и многие студенты, но все-таки стараюсь приоритизировать задачи. Выделяю главные и второстепенные и соотношу их с дедлайнами.
Если говорить об эффективном тайм-менеджменте, то, на мой взгляд, он заключается в качественном планировании своего времени, в том числе в понимании, сколько ресурсов ты потратишь на ту или иную задачу. Система у каждого может быть своя, в зависимости от того, что комфортнее. Я прописываю себе на день максимально большое количество задач и стремлюсь все выполнить, хоть и знаю, что могу не закрыть весь список. Просто если я поставлю в план, например, шесть задач, то буду стремиться выполнить как можно больше из них, делая каждую качественно, пусть в итоге и сделаю только четыре. При этом, если в списке на день будет три задачи, я могу их растянуть на весь день и еще и остаться недовольна результатом. Также все-таки всем советую высыпаться и хорошо питаться, поскольку наше физическое состояние влияет и на психологическое. Запустив их, вы рискуете потерять мотивацию и силы работать над достижением поставленной цели.