Изучаем микроэлектронику в виртуальной реальности
Доцент, заместитель директора Института цифрового дизайна по проектной деятельности, член Союза Дизайнеров РФ Борис Кулагин познакомил студентов Университета «Сириус» с аспектами применения виртуальной реальности в различных областях. Занятие прошло в рамках лектория «Микроэлектроника детям», который проходит под эгидой Российского форума «Микроэлектроника».
В качестве эксперта просветительского проекта Борис Кулагин провел лекцию «Изучаем микроэлектронику в виртуальной реальности», слушателями которой стали ученики 9–11 классов. Занятие было посвящено использованию VR в области образования в целом и в изучении основ микроэлектроники в частности. Ребятам рассказали о комплексном подходе Института ЦД на стыке искусства и технологий, который уже много лет дает возможность подготовить специалистов для успешной работы во многих областях деятельности, связанных, в том числе, и с интерактивными технологиями, частью которых и является виртуальная реальность.
Подробнее о лекции и своих впечатлениях от студентов «Сириуса» рассказывает Борис Кулагин:
«Как известно, НИУ МИЭТ активно участвует в федеральном проекте “Передовые инженерные школы”, который направлен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. Обучение основам микроэлектроники имеет свои специфические особенности. Процессы, происходящие при создании изделий микроэлектроники, невозможно увидеть невооруженным взглядом, а в некоторых случаях просто невозможно. Кроме того, требуется практическая подготовка по использованию и эксплуатации сложного технологического оборудования, доступ к которому, как правило, затруднен. И как раз создание симуляторов оборудования, в том числе и с использованием технологий трехмерной графики, анимации, моушн-дизайна и виртуальной реальности, дает возможность получить представление о технологическом процессе в наглядной и понятной форме.
В рамках лекции рассматривались аспекты применения виртуальной реальности в различных областях. Основная задача заключалась в том, чтобы развеять миф о том, что виртуальная реальность используется исключительно в индустрии развлечений.
Это может показаться странным, но данная технология не настолько популярна в среде геймеров. Пик популярности пришелся на 2015–2017 годы, как раз в момент выхода на рынок качественных и при этом доступных устройств, и постепенно снижался. По данным платформы Steam, на сегодняшний день устройствами виртуальной реальности пользуются всего около 2% игроков. Это привело к потере интереса к данной технологии со стороны крупных разработчиков и издателей видеоигр, таких как Electronic Arts, а также производителей оборудования (например, Lenovo, Acer и др.).
Однако именно снижение цен на потребительские гарнитуры виртуальной реальности позволило расширить их применение в системе образования. Профессиональные решения обеспечивают лучшее качество, однако они стоят в несколько раз (иногда до 10–15) дороже. Тем не менее, использование недорогих устройств вполне удовлетворяет основную задачу иммерсивных технологий — погружение в виртуальную среду.
На протяжении всей лекции красной нитью проходила идея смещения акцентов с бездумных бродилок, стрелялок и прочего в сторону разработки образовательных приложений. Были продемонстрированы и кратко описаны завершенные и текущие проекты Центра виртуального прототипирования Института ЦД.
В завершение лекции мы немного обсудили использование искусственного интеллекта, поскольку последняя ее часть была посвящена инструментам, используемым для создания контента, а также целесообразности применения технологий виртуальной реальности вместо традиционных инструментов (монитор, клавиатура, мышь). Выводы просты: и искусственный интеллект, и виртуальную реальность следует использовать по мере необходимости, в зависимости от решаемой задачи.
Что касается моих впечатлений: организация лекций прекрасная, аудитория хорошо оборудована, ребята — обычные дети. Возможно, они ведут себя чуть более взросло и ответственно, чем некоторые студенты. В общем, остались только положительные эмоции!»
Помимо «Микроэлектроники детям» миэтовцы примут участие и в общероссийской программе «Большие вызовы» для старшеклассников технической образовательной траектории, которая пройдет во время летних каникул в «Сириусе».