Дизайнеры виртуальных миров

Оглянитесь... Повсюду вокруг ЖК экраны — телефон, ноутбук, планшет. Как только мы берем одно из этих устройств, нас сразу же встречает интерфейс, цифровой персонаж, виртуальная или дополненная реальность. Мало кто в обычной жизни задумывается, что за всеми этими цифровыми изображениями стоят люди, которые их создали — целое созвездие профессионалов: 3D-художник, художник по текстурам, аниматор, визуализатор... Список обширен, и названными профессиями не ограничивается. Познакомится с задачами специалистов в области компьютерной графики и узнать, как готовят создателей виртуальных миров в МИЭТе нам поможет заместитель директора Института цифрового дизайна по образовательной деятельности, доцент, член Союза Дизайнеров России — Екатерина Евграфова.

Наш разговор пойдет об образовательной программе «Информационные технологии в дизайне» (ИТД) направления подготовки «09.03.02 Информационные системы и технологии». В предыдущем интервью с директором Института цифрового дизайна — Татьяной Соколовой, мы рассматривали подготовку современного дизайнера с опорой на возможности компьютерной графики по направлению подготовки «54.03.01 Дизайн». Сейчас темой нашего разговора станет другая профессия, в которой также присутствуют элементы творчества, связанные с изобразительным искусством, но информационные технологии выходят на первое место. Как говорят сами студенты Института цифрового дизайна: «Специальность «Дизайн», это дизайн и компьютер, а «Информационные технологии в дизайне» это компьютер и дизайн. От перемены мест слагаемых суть меняется».
Переходя следом за Екатериной Евгеньевной из одной аудитории Института цифрового дизайна в другую, мы как бы повторим тот путь, который проделывает студент от первого курса до получения специальности. Первые две аудитории выглядит как классические дизайнерские — столы, плакаты с цветовыми кругами, скульптуры из пластилина и даже классические бюсты. Здесь первокурсники делают первые проекты — рисуют скетчи для своих идей, занимаются колористикой, изучают основы композиции. На первом курсе у дизайнеров и ИТД много общих предметов.
- Обязательно ли для студентов ИТД художественное образование? Будет ли для выпускников «художек» какой-то более высокий старт в освоении профессии?
- Вступительные испытания на направление «09.03.02 Информационные системы и технологии» включают: математику (профильный уровень), русский язык, информатику или физику (по выбору). Несомненно, умение «думать на бумаге» — крайне полезный навык. Верное определение пропорций и ракурса уже на этапе эскизирования значительно облегчает дальнейшую проектную работу. Наличие этих навыков на старте обучения облегчит учебный процесс. Для развития этих способностей студентам на первом курсе преподаются такие дисциплины как рисунок и композиция. Однако часов, отведенных на рисунок, значительно меньше, чем на направлении «Дизайн», и упор делается в большей степени на скетчинг. Также необходимы навыки пространственного мышления, за развитие которых в учебной программе этого направления отвечает, в основном, трехмерное моделирование. Стоит отметить, что студенты занимаются прежде всего проектными задачами, и по выполненному дипломному проекту часто трудно определить, получил ли студент художественное образование в школе.

- Когда заходит речь о компьютерном дизайне, всегда возникает вопрос про конкуренцию с онлайн курсами. Что Вы скажете по этому поводу?
- В отличие от онлайн-курсов, которые часто фокусируются на конкретных навыках и инструментах, полезных для быстрого старта, университетское образование предоставляет более структурированную и всестороннюю базу знаний, глубокое понимание теории, практики и развивает критическое мышление.
Обучение в университете подразумевает активное взаимодействие с преподавателями и другими студентами, обеспечивая ценную обратную связь, возможность обсуждения проектов и получения советов от опытных профессионалов. Это особенно важно при выполнении комплексных проектных задач, когда консультации с преподавателями помогают определить дальнейшее направление работы. Умение решать такие задачи – ключевой элемент обучения на данном направлении. Онлайн-курсы, особенно массовые, часто ограничены в этой области. Кроме того, университетская среда обеспечивает структурированное расписание и полноценную программу, которая комплексно и последовательно развивает профессиональные компетенции.
- Что еще из классической дизайнерской подготовки изучают студенты ИТД?
- Помимо рисунка, композиции и проектных дисциплин, студенты изучают векторную и растровую графику, трехмерное моделирование, анимацию и мультимедиа. В направлении ИТД на эти дисциплины выделено больше учебных часов, чем на направлении «Дизайн».
Внимание также уделяется истории искусства, дизайна, науки и техники. На четвертом курсе предусмотрена дисциплина «Фотографика», которую ведет профессиональный фотограф. Студенты изучают принципы работы линз реального фотоаппарата, учатся работать с камерой и выставлять свет. Именно на этих занятиях студенты начинают понимать, что все, что они создают в 3D, основано на реальных объектах и явлениях. Навыки скульптуры и пластического моделирования также были бы полезны, но, к сожалению, пока это не включено в учебный план «Информационные технологии в дизайне».
- Так что же мешает?
- Образовательная программа любого университета разрабатывается в соответствии с государственными образовательными стандартами. Данное направление является комплексом фундаментального изучения информационных систем и технологий, навыков в области цифрового дизайн-проектирования, разработки виртуальных сред и художественно-эстетического развития. Поэтому значительная часть учебного плана посвящена техническим дисциплинам, таким как математический анализ, дискретная математика, физика, базы данных, программирование на языках высокого уровня, вычислительные системы и сети, интерактивные системы и технологии, Web-разработка. Кроме того, для юношей предусмотрена возможность получения военной специальности на военной кафедре. Таким образом программа ИТД настолько насыщена, что на дополнительные дисциплины не хватает аудиторного времени.
Переходим из дизайнерской мастерской в мультимедийные проектные классы, оснащенные мощными компьютерами, с VR-гарнитурой и Render-фермой для 3D-моделирования, визуализации и анимации. Некоторые работы, которые мы увидели на больших демонстрационных экранах этой аудитории, вы можете увидеть в ролике после текста интервью.
Обучение, основанное на проектном подходе, предоставляет студентам практический опыт, который максимально соответствует требованиям индустрии, позволяет формировать профессиональное портфолио, ежегодно пополняемое авторскими работами. Проектные дисциплины начинаются уже со второго семестра 1 курса и завершаются на 4 курсе. Проектная задача формулируется как реальное техническое задание, которое студенты должны выполнить за семестр. Например, в первом семестре 2 курса предлагается разработать анимированный социальный ролик. Студенты создают логичный сюжет – вступление, основное содержание и развязку, разрабатывают персонажей в едином стилистическом ряде и анимируют их. Лучшие работы мы отправляем на международные и всероссийские конкурсы и выставки, где наши студенты часто становятся победителями и призерами.
Параллельно в учебный план включены дисциплины, позволяющие сформировать технические навыки: студенты изучают трехмерное моделирование, визуализацию и анимацию, осваивают программные продукты для видеомонтажа и медиа-дизайна, а также изучают языки программирования. В результате следующей проектной задачей становится создание трехмерных анимационных заставок для сайта, а затем – мультимедийного оформления для телеканала. Такие задания позволяют аккумулировать знания из разных дисциплин в единый продукт.
На третьем курсе студентам ставятся проектные задачи по разработке мобильных приложений и компьютерных игр. Студенты работают в игровых движках, создают трехмерные интерактивные проекты и прототипы компьютерных игр, а также разрабатывают приложения дополненной реальности, в том числе с использованием программного обеспечения EV Toolbox, разработанного российской компанией ЭлигоВижн.
Во время обучения студенты также проходят практику в ведущих IT-компаниях, лидирующих в области производства программных продуктов компьютерной графики и дизайна.
- Каковы возможные траектории продолжения обучения после завершения бакалавриата?
- В дальнейшем студенты могут поступать в магистратуру на образовательную программу «Интерактивные технологии и медиадизайн», направления «09.03.02 — Информационные системы и технологии». Магистерская программа готовит уникальных специалистов в области технологий виртуального прототипирования, имитационного 3D-моделирования, симуляционного прототипирования и визуализации, технологий виртуальной и смешанной реальности, разработки сложных интерактивных цифровых систем, продуктов веб-, медиа- и гейм-дизайна. Выпускники магистратуры данной образовательной программы являются высококвалифицированными специалистами в области разработки сложных интерактивных виртуальных систем, цифровых приложений и комплексных медиапродуктов.
В структуре Института цифрового дизайна создан Центр виртуального прототипирования (ЦВП), что предусматривает возможность трудоустройства студентов старших курсов, и их участие вместе с профессиональными разработчиками в проектах, ведущихся в рамках Программ развития университета "Приоритет 2030" и "Передовые инженерные школы". Это создает уникальные условия для получения актуальных знаний и навыков, необходимых в современных условиях, поскольку разработки выполняются по заказу ведущих предприятий-партнеров микроэлектроники и электронного машиностроения, таких как АО Зеленоградский нанотехнологический центр, ГК "Элемент" (Микрон), АО "НИИМЭ", АО "НИИТМ" и др.
- Как вы отслеживаете востребованные на рыке программные продукты, которые студентам надо знать?
- Регулярно анализируем объявления о вакансиях на специализированных сайтах, а также на сайтах крупных компаний. Это позволяет выявить наиболее востребованные навыки и программные продукты. Поддерживаем связь с выпускниками, работающими в отрасли, и представителями компаний-партнеров. Они предоставляют ценную информацию о текущих тенденциях, новых технологиях и потребностях рынка труда. Организуем встречи, мастер-классы и гостевые лекции с участием практиков. Отслеживаем информацию в профессиональных сообществах, участвуем в конференциях и на форумах, чтобы быть в курсе новых трендов, а также изменений в требованиях к специалистам.
При необходимости, внедряем новые программные продукты в учебный процесс в экспериментальном режиме, чтобы оценить их полезность и эффективность. На основе полученной информации вносим изменения в учебные планы, обновляем список программных продуктов, которые должны знать студенты, и разрабатываем новые учебные материалы. Это позволяет нам готовить востребованных специалистов, обладающих актуальными знаниями и навыками.
- Когда студент готовит проект, какой у него должен быть домашний компьютер, каналы связи?
- Мощный процессор и современная видеокарта с большим объемом памяти, безусловно, ускорят обработку данных при визуализации, но в целом, видеокарты NVIDIA GeForce RTX 3060 будет достаточно для большинства интерактивных студенческих проектов. Процессор желательно использовать не ниже 10-го поколения Intel или 3000-й серии Ryzen. Минимальный объем оперативной памяти – 16 ГБ DDR4, однако для работы с большими проектами, 3D-моделированием и видеомонтажом рекомендуется 32 ГБ. Для комфортной работы и участия в онлайн-занятиях также необходимо стабильное интернет-соединение.
- Какие перспективы трудоустройства открываются для выпускников после завершения обучения?
- ИТ-дизайнер – современная, популярная и востребованная работодателями специальность. Выпускники программы работают 3D-дженералистами, моушн-дизайнерами, разработчиками мобильных приложений и игр, а также специалистами по разработке в области виртуальной и смешанной реальности. Они получают привлекательные предложения от работодателей уже во время обучения и на этапе подготовки дипломных проектов.
После завершения обучения многие наши выпускники успешно находят работу через различные платформы для фрилансеров или трудоустраиваются в крупные компании, в том числе те, которые активно развивают дистанционные команды. Мы гордимся тем, что значительное количество наших студентов устраивается на работу именно в тех сферах, которые они изучали, и многие из них продолжают развиваться и расти в своей профессии.
- Насколько важна для выпускников возможность удаленной или дистанционной работы при выборе места трудоустройства?
- Ориентация на удаленную и дистанционную работу действительно становится все более актуальной. Это связано с тем, что современный рынок труда все больше требует гибкости и возможности работать из любой точки мира. Сейчас многие вакансии предлагают гибкий график и возможность работать из любого места.
Мы на примерах рассмотрели, как из студентов, пришедших на обучение по направлению «Информационные технологии в дизайне» в МИЭТ, вырастают профессиональные дизайнеры цифрового мира. Сам процесс учебы, основанный на проектном подходе, дает выпускникам навыки и знания, востребованные на современном рынке труда.
Источник: сайт Союза художников Зеленограда